A Kr. e. XIII. században rejtélyes új nép tűnt fel a Volga és a Duna közötti térségben. Kevéssé látszik hihetőnek, hogy az említett szkíta közösség légüres térben, ősnemződés útján keletkezett volna, mégis, némely modern szerző – a régészeti leleteknek, a történeti, nyelvi adatoknak fittyet hányva – szinte ezt sugallja. Kik voltak ők, akiknek nevét az ókori görögök nyomán aztán még seregnyi hasonló életmódot folytató, lovas harcmodort űző etnikumra alkalmazták? Csak úgy hipp-hopp ott termettek a semmiből a mai ukrán és dél-orosz sztyeppéken és a történelem színpadán? Szerencsére nem mindenki hisz a hús-vér szereplőkre ráerőszakolt fantasztikus mendemondákban. A lakatlan pusztákon való gondviselésszerű megjelenés tézisét a mélyrehatóbb történeti elemzések halomra döntötték. Kiderült, hogy a szkíták emlékanyaga a Hettita Birodalom etnikumainak hagyatékával mutat szinte a végletekig menő hasonlóságot. Csakhogy a hettiták állítólag „kihaltak”, köddé váltak. Előbb az ún. tengeri népek Kr. e. XIII. századi támadásai züllesztik szét a birodalom államgépezetét, majd Kr. e. 717-re utolsó támaszpontjukat, Karkemiš városát is beveszi II. Šarru-Kenu asszír király. Valóban így történt? És mi következett azután? A topic erre és a hasonló kérdésekre keresi a választ. A már létező Kik voltak a szkíták? rovat tágabban értelmezett szkítaságával szemben azonban – elkerülve számos félreértést – ezúttal csak a „valódi” szkítákra koncentrálunk, azokra, akik előbb Anatóliában, majd a Kr. e. XIII. századtól Kelet-Európa pusztaságain éltek. Elképzelhető, hogy közülük is csupán a „basziléioi”, azaz „királyi” csoport volt azonos a korábbi kis-ázsiai birodalomszervező hatti néppel. A többi sztyeppei szkíta közösséget talán a hajdani birodalom behódolt vagy csatlakozó népei és a helyben talált őslakosság adták.
Én is együtt értenék Veled, de hát melyik MTA-t kérnéd föl? Amelyik még 2011-ben is finnugor eredetet tanít?Volt már valaki, aki járt a forráshelyeken és azt mondta, hogy ott ilyen mű nem létezik?
Detre Csaba: „Iszfaháni Kódex”.
Ó-örményből (grabar) fordította: Schütz Ödön és Detre Csaba, 1978. Eredeti: Kr.
u. 6. sz. eleje, Szurb Khács Jekegetzin, Iszfahán tartomány, Irán. Hun és örmény
Mi van, ha mindegyikőtöknek igaza van? Ugyanaz az isten-kifejezés különböző útjairól beszéltek. Az is lehet, hogy ahogy a magyarság kettős vonala egymásra talált, úgy az Isten és a Ten is. Az egyik maradt a Kaszpi-Kaukázus térségben, amásik rész megjárta Belső-Ázsiát. Volt nép, amely a "DN" gyökképlet kifejezéseit vitte magával, mint a kelták (Duna).
A hatti nem ugyanaz, mint a hettita! Ahettita a hatti területet foglalta el. A hatti ragozó, a hettita flektáló nyelvű nép volt. Vigyázat! Nem összekeverendő!
ОДНО ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ СКОТОВОДОВ
Среди археологического материала скотоводческих и земледельческо-скотоводческих культур степной и лесостепной полосы СССР встречаются костяные изделия, назначение которых не получило достаточно обоснованной аргументации. Это длинные полые трубочки с заполированными концами, изготовленные из костей мелких рогатых животных или крупных птиц. Изделия эти напоминают свирели, но без игровых отверстий и мундштука.
Письменные источники и этнографические свидетельства убедительно говорят о том, что подобные археологические находки имеют прямое отношение к скотоводческому хозяйству. Первое письменное указание на назначение костяных полых трубочек мы находим у Геродота. Он пишет: «Добывают же молоко скифы так: берут костяные трубочки в виде свирелей и вставляют их во влагалище кобылиц, а затем вдувают ртом туда воздух. При этом один дует, а другой выдаивает кобылиц (рис. 2). Скифы поступают так, по их словам, вот почему: при наполнении жил воздухом вымя у кобылиц опускается». Как считают сотрудники английского Королевского ветеринарного колледжа, занимавшиеся изучением получения молока первобытными народами, указанный способ доения настолько же древен, насколько уходит в глубь веков начало доместикации животных.
Этнографы отмечали его у народов Абиссинии, племен Галла, Сомали, Масаев, Готтентотов (Африка) (рис. 3) . Практика вдувания воздуха для доения во влагалище или прямую кишку животного известна в Азии у Боггара (Аравия), в горных районах Западного Китая. Применялась она и в некоторых районах Европы, в частности в Венгрии и Восточной Франции . В России этот способ доения был зафиксирован у калмыков. П. С. Паллас писал: «Упрямых коров, которые не хотели давать молоко, калмыки могут принудить. Для этого они сзади насильно вгоняют внутрь вырезанный из дерева круглый гладкий Prof. Потом сильно вдувают воздух через Prof внутрь коровы. Этот способ называется вырывание молока».
Советскому этнографу П. И. Каралькину удалось наблюдать названный способ доения у тувинских скотоводов, хотя они старательно избегают посвящать посторонних в этот окруженный таинственностью обряд, П. И. Каралькин видел, как «...в сарае корове связали передние ноги и «специалист» вдувал ей через половой орган воздух с помощью трубочки — полой овечьей кости длиной 7—8 см». П. И. Каралькину известен также случай, когда в одном из колхозов Тувы этот способ доения применили по отношению к большой группе яловых коров, которые после этого стали давать молоко.
Для нагнетания воздуха в половой орган животного применяли, как зафиксировано исследователями, не только костяную трубочку. Вдували воздух непосредственно губами (рис. 3), с помощью деревянных трубок, морских раковин . Исследователи утверждают, что наиболее характерен этот способ доения в культурах воинов-пастухов. Они также обращают внимание на ритуальную сторону этого способа доения, которая отмечена у некоторых пастушеских племен. Доение с помощью нагнетания воздуха в половой орган животного, как отмечено этнографами, совершалось, как правило, знахарями, колдунами, ибо считалось, что животное, отказавшееся давать молоко, заколдовано, его «сглазили».
Наиболее ранние археологические свидетельства указанного способа доения, как полагают, можно видеть на фризе из Урука. Здесь изображены сцены жизни храмового хозяйства, одна из которых, по мнению Аморозо и Джевеля, показывает момент доения с помощью вдувания воздуха . В одной из «молочных ферм» древней Нубии были найдены костяные трубочки, назначение которых, как считает Н. Я. Мерперт, может быть понятно только с учетом их использования названным выше образом.
При определении назначения костяных трубочек следует учитывать весь археологический комплекс, в котором они найдены. Это необходимо делать потому, что в некоторых археологических памятниках близкие по форме костяные трубочки служили игольниками. Такие игольники обычно находят в женских погребениях (рис. 3). В памятниках срубной культуры полые костяные трубочки с заполированными концами, употреблявшиеся, очевидно, древними скотоводами при доении, встречаются относительно часто. Их находят как на поселениях", так и в могильниках. В подавляющем большинстве случаев в могильниках костяные трубочки найдены в погребениях, которые чем-то отличаются от рядовых могил.
Так, в кургане у с. Черебеево Саратовской обл. полая костяная трубочка (рис. 1, 4) была обнаружена в основном захоронении. У с. Пиксяси Мордовской АССР такая же трубочка была найдена в могиле (рис. 1, 5), которая отличалась от других срубных погребений остатками обильной тризны. Интересен факт находки костяной трубочки в срубном погребении с трупосожжением (рис. 1, 6). Автор раскопок считает, что трупосожжение указывает на алакульское влияние.
Те отмеченные нами особенности, выделяющие погребения древних скотоводов, в которых найдены были костяные трубочки с заполированными концами, заставляют предполагать, что доением животных занимались колдуны. Особенно примечателен в этом отношении приведенный выше пример погребения с трупосожжением, поскольку из этнографических наблюдений известно, что наиболее сильным колдуном считается колдун — выходец из другого племени. Есть основание предполагать, что сожженный покойник был колдуном. Он сам или его предки происходили из другого племени. Находка же в его могиле костяной трубочки служит свидетельством, что одной из функций колдуна было умение восстанавливать с помощью магических и практических действий способность животного отдавать молоко.
Учитывая относительно широкое распространение находок рассматриваемых костяных трубочек в памятниках срубной культуры, можно говорить о молочном хозяйстве срубных племен. Известно, что отдельные элементы срубной культуры прослеживаются в культуре скифов. Многие исследователи считают, что скифы являются прямыми наследниками срубной культуры. Учитывая рассматриваемый нами археологический материал, свидетельство Геродота о доении животных с помощью костяных трубочек, а также генетическое родство срубной и скифской культур, мы можем с большой долей вероятности назвать срубников, так же как и скифов, «млекоедами и доителями кобылиц».
Помимо срубных памятников подобные костяные трубочки известны в древнеямных и катакомбных памятниках. Интересно отметить, что в памятниках этих же культур находят глиняные воронки, связанные, по мнению некоторых авторов, с переработкой молока (рже. 1, 8).
Археологически эта традиция прослеживается и в послесрубное время в эпоху раннего железа в памятниках, где в той или иной степени наблюдается влияние срубной культуры, и где скотоводство было одним из основных видов хозяйственной деятельности. Трубчатая кость крупной птицы с заполированными концами известна из Трубчевского городища юхновской культуры (рис. 1, 10) . Подобные находки обнаружены и в других памятниках этой культуры (рис. 1, 11).
Доение с применением костяных трубочек было известно также скотоводам-савроматам. Об этом свидетельствует находка аналогичной трубочки из кости дрофы в одном из курганов Новокумакского курганного могильника (рис. 1, 12). В этом же могильнике в другом кургане был найден воронкообразный керамический предмет, который, очевидно, как и аналогичные находки в ямных и катакомбных памятниках, служил для нужд молочного хозяйства (рис. 1, 13).
Следует отметить, что на протяжении тысячелетий приспособление для доения животных указанным образом — костяная трубочка — остается неизменным. Длина таких изделий колеблется от 7—8 до 20—27 см. Концы их обязательно заполированы.
В современной научной животноводческой литературе отсутствует описание древнего способа доения и связанного с ним физиологического процесса. Однако рядом специалистов установлено, что существует тесная функциональная зависимость между молочной железой и половой системой животного. Очевидно, древние скотоводы рано подметили эту зависимость и сумели использовать ее в хозяйственных целях.
P.S. от меня
Такие предметы известны и на Среднем Дону, в материалах катакомбного (Красненский 3/2) Песково 1/9) и срубно-абашевского круга (Шилово, Борщове IV, Лев. Березовский 9/ могильник).
"Nem hiszem hogy bárki kétségbe vonná, hogy tele van a magyar nyelv Kis-Ázsiai eredetű szavakkal. Vagy akár az orosz"
Dallos Edina: „A török nyelvek legtöbbjében a ’sárkány’ jelentésű szó iráni vagy orosz eredetű, csak elvétve, elsősorban régebbi forrásokban találjuk nyomát annak a korábbi formának, mely a mai magyar nyelvben sárkány alakban van meg (köztörök sazaġan, melyet az ómagyar nyelv egy csuvasos nyelvből kölcsönzött).
Räsänen szótárában (1969) a következő alakokat találjuk: sazġan (Abû-Hayyân, mameluk kipcsak, Ibnü-Mühenna, Houtsma, oszmánli, krími tatár), kun sazaġan (Grønbech) ’Schlange’, ’Drache’. Szatmári Sándor, dobrudzsai gyűjtése alkalmával feljegyezte, hogy a dobrudzsai tatárság ismeri a sazaġan szót, ’vihar, viharos szel’ jelentéssel (Szatmári 2001, 199), az adat szerepel a dobrudzsai tatár szótárban is: sazagan ’güçlü yaz yağmuru’; 1. ’ploaie torenţială cu tunete şi fulgere puternice (= heves zápor mennydörgéssel és erős villámlásokkal); 2. ’vielie, tornadă’ (= szélvihar, tornádó); 3. ’zmen’ (=kígyo) (TTRS). (Ez az adat különösen fontos magyar szempontból, hiszen sárkány szavunk ilyen jelentéssel is bírt, helyenként meg ma is fellelhető e jelentésben.)
A szó etimológiája nem teljesen tisztázott: Bang a saza- igéből képzett szóként értékelte, melynek eredeti jelentése így ’sziszegő, mérges köpésű’ lenne (Bang 1917, 112–116; 1918, 37.), Ligeti Lajos ezzel szemben a ’sár, mocsár’ jelentesű sāz származékának tekintette (1986, 19.).
A ’sárkány’ jelentésű szó adatai a mai török nyelvekben: oszmánli dragon, ejder, ejderha (RTS); azeri äždaha (RAS); türkmen aždarχa (RtuS); tatár aždaha (RTaS); baskír aždaha (RBS); karaim anqїt, aĵidaχїr (RKaS); karacsaj-balkar drakon, ullu ĵїlan (RKbS); kumük aždaġa (RkuS); karakalpak aydarχa (RKkS); nogaj azdaa (RNS); kazak aydahar, ĵdaha (RKS); kirgiz aĵїdār (RkiS); neoujgur äždaha (RujS); özbeg aždaχå, aždar (RUS); hakasz drakon, sїr čїlan (RHS); tuvai ulu (RTvS); jakut drakon (RJS); csuvas drakon, aśtaχa (RČS).”
Télfy János Magyarok őstörténete – Görög források a scythák történetéhez Lauffer Vilmos, Pest, 1863 PDF
A cím megtévesztő: a kötet többnyire a pontuszi szkítákról hoz szemelvényeket különféle antik szerzőktől, s így általában nem toposzként használja a megjelölést. A szerző eredeti neve Zima Iván, 1836-ban görög és sémi nyelvekből doktorált, '46-tól a pesti egyetemen a görög nyelvi és irodalmi tanszék tanára.
Ezüst lószerszámdíszek a szkíták hagyatékából (Kr. e. IV. század): a Kisázsiában közkedvelt Héraklész az oroszlánnal (vö. etruszk Herkle). Hérodotosz szerint a szkíták a görögöknél is közkedvelt isteni lények, különösképpen Héraklész leszármazottainak tartották magukat.
Ó és újj Dácia, azaz Erdélynek régi és mostani állapotjárol való historia, a mellyben elé adattatik ennek az országnak régi és mostani lakossainak eredete, nevekedése és némellyeknek el-enyészése, a magyar királlyok, vajdák és fejedelmek
Terrakotta lovasszobor Deve Hüyükből a Karkemiš bukását követő évszázadból (tehát a Kr. e. VII. századból, amikor a hettiták nagy része már Transzkaukáziában és az európai sztyeppéken volt)
Peter Roger Stuart Moorey
Cemeteries of the First Millennium B.C. at Deve Hüyük, near Carchemish, salvaged by T.E. Lawrence and C.L. Woolley in 1913
British Archaeological Reports, Oxford, 1980, 17. kép
Csak emlékeztetőül: a 'láb' jelentésű pata- szó párhuzamaival a 368. sz. bejegyzésünkben foglalkoztunk. Alp az 5. oldalon adja meg az említett jelentést.